16+

Нужны ли в школе логопеды

Нужны ли в школе логопеды

Ольга Васильева, министр образования, заявила в представленной в начале апреля публичной декларации о том, что назрела необходимость возвращения в школы специалистов-логопедов. Признав при этом, что их практически повсеместное недавнее сокращение оказалось ошибочным. Нехватка специалистов приводит к тому, что у более половины первоклассников отмечаются фонематические проблемы. Если не начать их коррекцию на самом первом этапе обучения, у этих детей с первого же класса появятся трудности в обучении. Министр образования отметила, что решаться это вопрос будет в регионах. Директора сами будут решать, нужна ли в учебном заведении ставка логопеда.

Логопед в школе – кто это?

Сегодня один логопед приходится почти на тысячу младшеклассников и на 400 детей детсадовского возраста. Этого катастрофически не хватает. Ставки логопедов постепенно сокращались в течение нескольких лет из соображений экономии с тем, чтобы из высвобождающихся средств можно было добавить зарплату учителям. До сих пор многие люди думают, что логопед — это тот, кто учит чисто выговаривать звуки и помощь его нужна картавящим или шепелявящим. Это, конечно, так, но логопед решает ещё и множество других задач. Логопед – это специалист с педагогическим образованием. В школе именно этот специалист определяет, всё ли в порядке у младшеклассника будет с успеваемостью по русскому языку, да и по другим предметам тоже. В обязанности логопеда входит выявление детей с проблемами как в устной, так и письменной речи. После этого он по специальным методикам проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых решаются речевые задачи и организовывается общая учебная деятельность учеников начальной школы. В обязанности специалиста входит исправление:

  • дисграфии. Так называется весь комплекс нарушений письменной речи;
  • дислексии, то есть нарушение процессов чтения;
  • дизорфоргафии. Нарушений, при которых школьник знает правила, но не может определить, где и как их можно применить. Это наименее изученная категория нарушений, проявляющаяся ближе к окончанию начальной школы.

Логопед, работающий в младших классах, развивает, а при необходимости и корректирует:

  • Фонематическое восприятие речи ребёнка;
  • Звукопроизношение;
  • Связность речи;
  • Её лексический строй.

Одновременно развивается мелкая моторика, находящаяся в тесной взаимосвязи с логопедической сферой. Всё это нужно, чтобы младший школьник мог успевать в учёбе.

Если мелкая моторика развита недостаточно, ребёнку трудно будет учиться писать. Если есть проблемы с различением звуков на слух, в процессе обучения появятся трудности с письмом и чтением. Если младшеклассник не умеет обобщать, не избежать сложностей с математикой и другими естественными дисциплинами. Ну, а если ученик не сможет чисто выговаривать буквы, у него возникнут проблемы с общением.

Если у ребёнка «каша во рту» или он не умеет произносить некоторые звуки, такие нарушения сразу заметны окружающим, на них обращают внимание воспитатели и родители ещё в дошкольном возрасте. Поэтому ребёнок занимается со специалистом в поликлинике или в детском саду, и к поступлению в школу речевые проблемы удаётся решить. О том, что работа логопедов приносит значительный эффект, свидетельствует пример таких знаменитостей, как Джулия Робертс, Элвис Пресли, Брюс Уиллис. Все они с детства страдали заиканием, но работа с логопедами позволила им избавиться от своего недостатка, и принесла карьерный успех.

Необходимость работы логопеда в начальной школе

Русский язык – предмет, сложный для усвоения, и требует большого объёма для осмысления и запоминания. Речевое недоразвитие серьёзно усугубляет проблему. Чистота звучания речи ребёнка и орфографическая грамотность имеют прямую связь. В младших классах дети пишут так, как говорят и слышат, и если на слух ребёнок путает или смешивает парные шипящие или другие звуки, в его письме непременно будут возникать речевые ошибки. Если ученик сделает в диктанте одну орфографическую ошибку, он уже получит сниженную оценку. А если к ней добавится еще несколько речевых, то в результате ребёнок окажется неуспевающим. Речевые ошибки — это следствие общего недоразвития речи, и справиться с ними обычными «работами над ошибками» оказывается невозможным. Нужна специальная логопедическая работа.

Логопед в каждой школе, за и против

С тем, что логопеды в детских садах и школах необходимы, согласны практически все родители и учителя. Те же, кто придерживается той точки зрения, что их ставки следует и далее сокращать, а не возвращать вновь, аргументируют свою позицию сомнениями в компетенции специалистов, считая, что среди них много непрофессионалов, особенно, учитывая зарплаты.

Действительно, ещё совсем недавно профессию логопеда можно было получить, окончив полугодовые курсы. Вряд ли после такого кратковременного обучения сложной и ответственной профессии можно было стать классным специалистом в своём деле.

Другие возражения против высказанной министерством позиции касаются излишней «массовости» работы, приводящей к регламентированию методик и схем развития детей. Логопеды, по мнению критикующих, являясь членом педагогического коллектива, не смогут применять индивидуальный подход к занятиям.

Вопросы, остающиеся пока без ответа

В России примерно 50 тысяч школ. Если мы говорим о том, что в каждой из них желателен логопед, то для этого необходимо огромное число квалифицированных специалистов, которым необходимо платить достойные зарплаты. Логично предположить, что пользы от логопеда, находящегося в штате, но приходящего два раза в неделю, будет не так много. Такая помощь, действительно, не только не принесёт пользы, но может оказаться вредной. Как планируется решать этот вопрос?

И ещё. Почему постоянно увеличивается число первоклассников с фонематическими проблемами? Министр образования приводит значение 58%. Это же более половины детей. Может быть, неправильно ставятся границы нормы или проблемы лежат в другой, не связанной с логопедией, плоскости? Еще некоторое время назад диагнозы дислексии и дисграфии ставились очень редко, сейчас же – встречаются буквально в каждой школьной параллели, а то и в каждом классе. Этот факт не объяснить совершенствованием диагностики, ведь общее снижение грамотности школьников в последние годы видно «невооруженным глазом».

Ольга Васильева, глава министерства, говорила, что в школу планируется возвратить не только логопедов, но и детских психологов, ставки которых были сокращены в то же самое время. Сегодня министерство образования отмечает, что их также катастрофически не хватает: один детский психолог приходится на 800 школьников.

Комментарий:

Лизунова Наталия Сергеевна, учитель английского языка:

«Как мама будущей первоклашки хочу сказать, что логопед в школе необходим. Дочка имеет проблемы с речью, и занятия с логопедом помогут устранить речевые дефекты. Конечно, мы можем заниматься индивидуально платно, но не каждый родитель может себе это позволить. Как учитель-предметник (английский язык) могу отметить, что нарушения в речи не позволяют ребенку правильно читать и произносить как русскую, так и английскую речь. Сейчас высокие требования к овладению иностранной речью, и нарушения в произношении являются большим минусом в начальной школе при обучении чтению и навыкам устной речи. А если упустить это сейчас, то в дальнейшем будет сложно исправить. Именно поэтому логопед должен быть в постоянном сотрудничестве как с родителями, так и с учителями в школе. »

Автор: Родион Чепалов

Источник: https://academica.ru/stati/stati-o-pervom-vysshem-obrazovanii-i-magistrature/862974-nuzhny-li-v-shkole-logopedy/