«Никакой гаджет не заменит учителя ни сегодня, ни завтра, ни много лет спустя!»

15.02.2019
«Никакой гаджет не заменит учителя ни сегодня, ни завтра, ни много лет спустя!»

Какой станет наша страна уже в ближайшем будущем? Во многом ответ на этот вопрос зависит от того, какими вырастут и выйдут во взрослую жизнь наши дети и внуки, с каким запасом знаний и навыков они придут трудиться и творить. О том, что нового происходит в российской системе просвещения, мы говорим с министром Ольгой Юрьевной ВАСИЛЬЕВОЙ.

— Ольга Юрьевна, при вас случилось разделение Министерства образования на два отдельных министерства: науки и высшего образования — и просвещения. Как вы к этому отнеслись?

— Хочу отметить, что педагогическое сообщество позитивно встретило решение о разделении. Педагоги видят в отдельном министерстве стремление государства сконцентрировать усилия для развития общего, среднего профессионального, дополнительного образования, для задач воспитания наших детей. Вспомним недавнюю историю, когда в стране было три ведомства — Министерство высшего и среднего специального образования, Государственный комитет по науке и технике, а также Министерство просвещения. Так что решение родилось не на пустом месте, у нас есть традиции, определенный исторический опыт.

Да, наука тесно переплетена с образованием, но тут слишком много нюансов, не позволяющих применять в этих сферах единые стандарты. Школу мы всегда видели фундаментом для других образовательных и научных сфер. Доступность, качество школьного образования, развитие инфраструктуры и, конечно, развитие отечественной педагогики — вот ключевые задачи в работе нашего ведомства. Сказать, что с разделением ведомства на этом направлении хлопот поубавилось, было бы опрометчиво.

— Президент Путин перед российской системой образования поставил задачу к 2024 году войти в десятку лучших в мире. Это возможно, если учесть, что система эта два с лишним десятилетия не столько совершенствовалась, сколько выживала? В частности, как вы, Ольга Юрьевна, оцениваете внедрение ЕГЭ вашими предшественниками?

— За не самые легкие периоды отечественной системы образования стране все же удалось сохранить многое из того, что делало и делает нашу педагогику особенной. Например, возьмите воспитателей в детсадах: в некоторых весьма развитых странах самого такого понятия нет, у нас же сохранилась и развивается уникальная система дошкольного воспитания. Зайдите в детский сад, в самую младшую группу — и там вы непременно увидите выставку поделок малышей. Это первые шаги, но они очень важны.

А, скажем, результаты международных предметных олимпиад неизменно относят Россию к числу стран-лидеров. Так, в прошедшем году на счету российских школьников 38 медалей, завоеванных на самых престижных соревнованиях, 22 из которых — золотые.

Войти в десятку лучших образовательных систем в мире — задача масштабная, но она стране по силам. План конкретных действий в этом направлении заложен национальным проектом «Образование». Мы знаем, в чем мы сильны, а где еще требуются очень большие усилия. Следим за международными исследованиями, делаем акцент сейчас на средней школе, где планируем внедрять ориентированные на практику задачи в школьную программу, развивать функциональную грамотность и многое другое, соответствующее требованиям времени.

Что касается ЕГЭ, то система единого экзамена нужна. Ее главный плюс заключается в уравнивании шансов для каждого выпускника. Он волен выстроить судьбу, выбрать вуз для продолжения образования вне зависимости от места проживания и прочих не относящихся к знаниям факторов. Мы совершенствуем аттестацию, за последние годы удалось уйти от тестов, от практики механического натаскивания. У нас пока два обязательных предмета для 11-классников — математика и русский язык. И дети неплохо справляются с ними. В планах (подчеркиваю: в планах!) есть и обязательная выпускная работа по истории. Я убеждена, что история и, тем более, отечественная история должна входить в сферу интересов каждого ученика.

Напомню к слову, что в 1970-е мы сдавали семь (!) выпускных школьных экзаменов. А потом еще экзамены в вуз.

— Как вы оцениваете процесс цифровизации образования в России? Тут есть не только техническая проблема, но и, если хотите, философская: не ставит ли внедрение «цифры» барьер между учителем и учеником, профессором и студентом, когда сама гуманистическая, духовная сущность образования будет исчезать под напором новых технологий в обучении?

— Конечно, технологии движутся вперед семимильными шагами, но говорить, что гаджеты заменят все в мире... Это пустое! Уверена, никакой гаджет не заменит учителя ни сегодня, ни завтра, ни даже спустя много лет, какие бы футуристические прогнозы нам ни рисовали. Живой диалог ученика с учителем останется фундаментом в процессе просвещения.

Цифровым технологиям, безусловно, есть место в образовании, и эти возможности будут расширяться. Но это все равно лишь дополнение возможностей, но ни в коем случае не замена самой сути. Самая главная задача педагога — развить и привить своим подопечным желание учиться, постигать мир. Впрочем, отмахиваться от вашего вопроса тоже нельзя. Я убеждена, что без серьезных исследований в области детской физиологии и психологии мы не сможем сказать, как именно будет развиваться мир. Сейчас к поискам ответов на эти непростые вопросы мы подключили ведущие экспертные группы.

— Вы знакомы с документальным фильмом Константина Семина «Последний звонок»? Там наглядно показано, как выживает начальная и средняя школа в российских регионах, значительно удаленных от столиц. Зимой дети встают в пять утра, чтобы с первым автобусом доехать к первому уроку. Часто и автобусов нет, приходится идти пешком. Количество сельских школ и учителей в них сокращено. Один учитель преподает несколько предметов. Что с этим делать, как исправить положение?

— Да, я смотрела фильм, и он, безусловно, оставил неизгладимое впечатление. Но с момента его выхода в системе образования произошли существенные сдвиги. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, — про сельские и малокомплектные школы, — кстати, на их долю приходится половина всех российских школ. Но у нас уже иной подход к их финансированию, теперь оно не привязано к количеству детей. Здесь нужно понимать роль школы на селе. Это ведь не только уроки, это зачастую еще и культурный центр, единственный на всю округу. За прошедшие годы удалось провести программу «Школьный автобус». Сейчас в рамках нацпроекта «Образование» сельские школы пойдут отдельной строкой, в 16 тысячах сельских школ обновим материально-техническую базу, создадим более 23 тысяч новых мест. Это шаги в нужном направлении, помогающие выправить ситуацию.

— Еще один вопрос касается ранней профессиональной ориентации школьников — для «Труда» это тема во все времена особо важная. В Москве существуют кадетские, медицинские, математические, академические классы. Дети могут до поступления в вуз определиться, какая профессия им нужна. А по стране эта система действует? В каких регионах она уже введена или планируется?

— Я регулярно посещаю регионы и вижу прекрасные примеры работы по профессиональной помощи ребятам в школе. Прошедший год принес нам много хороших событий. Одна из составных частей нашего большого национального проекта «Образование» — программа «Билет в будущее», нацеленная на раннюю профессиональную ориентацию. Запрос на нее есть и от молодежи, и от родителей. Проект инициирован президентом России в начале прошлого года, сегодня он охватил уже 32 субъекта, несколько десятков площадок. Идем по пути прямого знакомства школьников с профессиями. Приводим в школу наставников, мастеров своего дела, напрямую подключаем ведущих работодателей страны. Они показывают детям наглядные, практические вещи, что называется, дают «пощупать профессию» собственными руками.

Еще один пример — форум «ПроеКТОриЯ». Открытые уроки по профессиональному самоопределению подростков, к которым регулярно подключаются более 20 тысяч школ в стране. Все это обязательно даст результаты уже в недалеком будущем. Вся система образования станет более целеустремленной, ориентированной на реальную жизнь и ее живые запросы.

Источник: https://edu.gov.ru/press/1123/nikakoy-gadzhet-ne-zamenit-uchitelya-ni-segodnya-ni-zavtra-ni-mnogo-let-spustya/